Проекты для владельцев бизнеса

Учебные курсы


Новые тенденции при продвижении Интернет-ресурсов

Говоря о «продвижении сайтов», владельцы Интернет-магазинов чаще всего имеют в виду достижение высоких позиций в результатах работы поисковых машин по определенным поисковым запросам.

На заре «эпохи оптимизации», в начале нынешнего века, очевидным решением казалось продвигать сайт по нескольким наиболее важным для конкретной темы запросам — «шарикоподшипники», «кондиционеры», «телевизоры», «пластиковые окна» и тому подобным. И до сих пор в сознании и владельцев сайтов, и оптимизаторов мало что изменилось. Мы говорим «продвижение», «раскрутка» или «оптимизация сайта» и чаще всего имеем в виду именно улучшение позиций по узкому кругу целевых запросов. Разве что списки запросов стали чуть больше — вместо 5-10 раньше 20-30 сейчас, намного реже 50-60 запросов.

Продвижение в таком узком смысле — дело достаточно несложное. Если раньше оптимизация сайтов была уделом узкого числа избранных, «гуру», якобы владеющих «тайным знанием», то теперь, благодаря многочисленным конференциям, семинарам и профильным форумам, где обсуждаются подобные вопросы, продвижением сайтов не занимаются, пожалуй, лишь самые ленивые веб-мастера.

На всякий случай напомним основные принципы такой оптимизации. Требуемые запросы несколько раз должны упоминаться в тексте документа, помещенного на ваш сайт. Одно или несколько вхождений нужно выделить тегами <B>, <STRONG> или <EM>. Соответствующие запросу заголовки следует пометить тегами <H1> или <H2>. Теперь приведем в соответствие с запросом мета-теги <TITLE>, <DESCRIPTION> и <KEYWORD>. В тексте документа должны иметься гиперссылки на другие документы, предоставляющие дополнительную информацию о данном товаре или услуге. При этом тексты ссылок должны перекликаться с формулировкой соответствующего запроса. Ставим соответствующие целевым запросам гиперссылки на данный документ на прочих страницах сайта, а также на других сайтах.

Зная эти нехитрые правила, можно достаточно легко продвигать сайт по небольшому списку наиболее очевидных запросов, опираясь на начальные знания и располагая достаточным временем (работа несложная, но трудоемкая) и финансами (основные затраты сейчас — это покупка ссылок на внешних Интернет-ресурсах).

Поскольку минимумом знаний и необходимым временем обладают сегодня многие, продвижение сайтов по многим темам превратилось просто в войну бюджетов, а конкуренция по «главным» для темы запросам выросла на порядки. Попадание в топ-10 по частотным запросам сейчас может стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч условных единиц.

При этом эффект от выхода на первую страницу поисковика как правило, намного ниже ожидаемого. Первое место в результатах поиска по запросу с частотой несколько сотен тысяч в месяц может дать всего пару сотен посетителей в сутки. Нередко стоимость посетителя при пересчете оказывается не ниже, чем стоимость клика в системах контекстной рекламы, а это — несколько долларов за переход.

Описанный выше подход по узкому кругу частотных запросов хорошо работал раньше, в ряде случаев продолжает работать сейчас, а потому полностью отказываться от него не стоит. Однако порог вхождения в топ-10 по самым важным запросам неуклонно растет, а эффект, то есть, целевые посетители, зачастую бывает не так высок, как ожидается.

Дело в том, что изначально CTR (отношение числа кликов по рекламному материалу или ссылке к числу их показов посетителям) первых позиций поисковика составляет далеко не 100%. В лучшем случае — около 5%, в худшем — менее 1%.

Кроме того, частотные запросы обычно являются слишком «общими» — подавляющее большинство пользователей, которые вбивают в поисковую форму слово «кондиционеры» или «ноутбуки», делают это с целью купить конкретный товар.

Не следует забывать и о том, что в ряде случаев продвижение сайта по узкому кругу запросов просто не может охватить весь ассортимент товаров и услуг, представленных на этом сайте. Нелогично продвигать сайт книжного магазина, на котором представлены сотни тысяч наименований книг, по нескольким общим запросам типа «книги, книжный магазин, продажа книг». Гораздо эффективней оптимизировать его под запросы, связанные с названиями книг и именами авторов. Установлено, что оптимизация под сотни или тысячи запросов, связанных с наименованиями конкретных брендов и моделей товаров, более продуктивна и дает меньшую себестоимость посетителя. Это при том, что «конвертация» таких посетителей в покупатели существенно выше (1,6%), чем на «общих» запросах (0,8%).

Особенность этого метода в том, что он эффективен только для крупных и средних сайтов, где число уникальных документов равняется сотням или тысячам единиц. Сайт-визитку, который состоит всего лишь из несколько страниц, продвигать по «большому списку» не получится. Точнее попробовать можно, но эффект будет невысоким. Вместе с тем, в случае оптимально организованных Интернет-магазинов, где созданы структурные разделы для разных видов товаров, для каждой модели товара создана отдельная страница-„карточка товара» и все страницы правильно оптимизированы и перелинкованы, этот метод работает великолепно.

Для Интернет-ресурсов, состоящих из сотен и тысяч страниц, серьезной проблемой является корректная индексация всех страниц сайта поисковыми машинами. У проблемы индексации две стороны. Во-первых, поисковику могут быть известны не все страницы сайта, а значит, не все страницы будут занесены в поисковый индекс. Если из 10 000 страниц сайта поисковой машине известны только 5 000, очевидно, что сайт не получит тех посетителей, ответы на запросы которых есть на недостающих в индексе 5 000 страницах. В среднем, это несколько сотен посетителей в сутки. Во-вторых, поисковик наоборот знает много лишних страниц с сайта. Зачастую в поисковый индекс попадают служебные «нетематические» страницы — профайлы пользователей (если на сайте есть форум или другой раздел, требующий авторизации), дубли одинаковых страниц под разными адресами (URL), которые генерируются неоптимизированным движком сайта. Стоит упомянуть еще об одной проблеме больших ресурсов — слишком большой глубине вложенности конечных страниц (карточек товаров). Например, если товаров в категории тысячи, то вывести ссылки на них на одной странице не получается, и создаются ссылки для перелистывания страниц «1,2,3,4:555,556,557:». Тем самым информацию «закапывают» все глубже и глубже. В итоге получается, что чем ниже в иерархии сайта находится страница, тем больше кликов должен сделать пользователь (и, соответственно, поисковый робот) для перехода на нее, и тем меньше шансов у этой страницы попасть в поисковый индекс.

Чтобы решить эти вопросы, необходимо последовательно выполнить целый ряд операций, и, прежде всего, оптимизировать код и тексты. Для этого проверяем, чтобы на страницах были уникальные названия, заголовки и тексты, соответствующие запросам. Страницы сайта должны быть хорошо перелинкованы, тексты ссылок — соответствовать содержимому страницы, на которую ведут. Причем, если вы используете на сайте технологии Java-Script или Flash, позаботьтесь об альтернативной текстовой навигации для ссылок.

Далее убираем из индекса мусорные страницы и добиваемся индексации всего полезного контента на сайте. Важно выяснить, есть ли какие-то проблемы с индексацией именно вашего сайта поисковыми системами. Для этого проверьте число проиндексированных страниц сайта основными поисковыми машинами (Рамблер, Яндекс, Google). Если цифры отличаются в несколько раз, то это означает одно из двух — либо поисковики знают много лишних страниц с сайта, либо недостаточно полно проиндексированы страницы с полезным контентом.

Закройте от индексации служебные страницы сайта — профайлы пользователей, формы заказов и корзину, формы заведения новой темы на форуме, формы ответов на сообщения. Запретите индексацию несуществующих страниц. Проверьте правильность составления файла robots.txt, в котором укажите поисковым машинам «главное» зеркало сайта. Устраните причины возникновения дублей страниц — откажитесь от условной адресации и позаботьтесь о правильной обработке некорректных адресов — и избавьтесь тем самым от лишних страниц в поисковом индексе.

Следующим вашим шагом станет полная индексация «правильных» страниц. Для чего надо изменить длинные непонятные адреса страниц на понятные с помощью, например, технологии WordPress, которая успешно применяется в движках блогов. В итоге вместо адресов с большим числом спецсимволов и непонятных параметров, получаются псевдо-статичные адреса типа www.site.ru/vybor-vnedorozhnika/. Главного меню при этом бывает недостаточно, и тогда рекомендуется использовать ссылки на похожие материалы. На странице товара можно поместить ссылки на аналогичные или схожие товары для сравнения, страницы форума по этим товарам и так далее. Также полезно использовать навигационную строку «путь по сайту», где каждая ступенька текущего нахождения пользователя (их часто называют «хлебные крошки“) является гиперссылкой на родительский раздел или подраздел.

Если сайт состоит из нескольких тысяч страниц, есть смысл подумать о разбиении проекта на отдельные смысловые единицы и размещении подпроектов на отдельных доменах для повышения полноты индексации. Выделять можно отдельные направления товаров или услуг или же региональные разделы — если у вас есть представительства в других регионах.

Использование облака тагов — дополнительный способ перелинковать родственные страницы и одновременно создать дополнительные динамические страницы, отвечающие интересным запросам.

Стоит упомянуть и об использовании социальных сетей и других «веб-два-нольных» проектов для продвижения сайта и получения дополнительных ссылок.

Одним из вариантов здесь является предоставление владельцам блогов возможности импорта информации с вашего сайта. На каждой странице товаров стоит разместить заранее подготовленный код в формате «Поставьте ссылку на эту страницу в блоге, в ЖЖ, в форуме». Отсутствие кода с полезной для вашего сайта формулировкой в форматах, подходящих для разных движков форумов и блогов, чревато тем, что ссылки на Вас чаще всего будут размещаться в формате «смотри тут» или «клицк мыхой». Если же это будет сделано, Ваши покупатели опубликуют у себя в блоге ссылку типа «Купил недавно Стиральную машину Ariston».

Работать с социальными СМИ непросто, но возможно. Для начала найдите сотрудника, умеющего связно и доходчиво излагать свои мысли и поручите ему публиковать неформальные релизы на таких сайтах — это дает как прямые переходы, так и дополнительные ссылки. Размещайте у себя на сайте больше обзоров, тестов и сравнений различных товаров, прочей аналитической информации. Сделайте кнопки, позволяющие быстро добавить данную страницу в закладки. Мотивируйте веб-мастеров размещать ссылки на ваш сайт в целом и на его конкретные страницы в частности. Налаживайте возможность экспорта ваших материалов в стандарте RSS, покупайте платные ссылки.

Сергей Кошкин, генеральный директор компании СмартСео

 

© 2008-2024 Идеологические бизнес-проекты

www.adv2adv.ru

Контактный e-mail: .