Проекты для владельцев бизнеса

Учебные курсы


Основные обязанности и навыки

Прежде всего — Вы руководитель. Не важно, сколько человек у вас в штате – 0, 1, 2 или 10. Если Вы работаете без помощника – это потребует от Вас еще больше навыков планирования, управления командой и простоты. Вы будете работать, как компания Microsoft, Nike, Apple, Diesel, Benetton, Disney: управлять, производить интеллектуальный продукт, владеть брендом «отдел рекламы», а заказы размещать на большом количестве не принадлежащих Вам предприятий. Вам придется иметь дело с огромным количеством удаленных сотрудников, руководить их работой и настраивать их на результат.

Вам предстоит отказаться от очень приятной, но вредной привычки – делать все самостоятельно. Очень тяжело передавать в чужие руки работу, которую ты сам сделаешь гораздо быстрее и лучше. Ну что ж, у Вас есть выбор – Вы можете уйти с должности руководителя отдела и заняться любимым делом в другом месте. Либо заниматься написанием статей, созданием дизайна и прочим в качестве хобби или в выходные дни. Но не старайтесь делать все это в рабочее время – у Вас будет хватать и других дел.

Итак, Ваши обязанности.

В том или ином виде в вакансиях на должность руководителя отдела рекламы перечисляют следующие обязанности:

  • Подготовка бюджетов;
  • Медиапланирование;
  • Оценка эффективности проведенной рекламной кампании;
  • Подготовка отчетной документации;
  • Планирование работы отдела и внешних исполнителей;
  • Подготовка Технических Заданий
  • Поиск исполнителей и проведение тендеров
  • Работа с производителями климатической техники. Работа с дилерами. Работа с франчайзи.
  • Реализация сложных рекламных проектов
  • И многое другое …

Теперь чуть подробнее.

1. Подготовка бюджетов;

В Ваши задачи будет входить подготовка годового бюджета рекламной кампании.Часто руководители отделов рекламы работают совсем без бюджета, каждый раз «выпрашивая» у руководства деньги на визитки, на интернет, на каталог, на сувениры. Это не только не удобно и раздражает всех, но и говорит либо об отсутствии у кампании ясных планов на рынке, либо о Вашей крайней беспечности.

Для изучения:

2. Медиапланирование

Медиаплан – это план размещения Ваших рекламных сообщений. Вы должны иметь навыки самостоятельной подготовки медиапланов для разных СМИ (ТВ, радио, пресса, Интернет, наружка) и знать специальную терминологию, используемую в этих СМИ.

Конечно, во многих компаниях медиапланированием занимаются рекламные агентства – и ваша задача только принимать и оценивать их корректность (что тоже немало, правда?). Но часто фирмы в целях сокращения бюджета работают по разным позициям с несколькими агентствами или медиабайерами, отдавая, например, радиорекламу – одним, прессу – другим, Интернет – третьим. Но ваша рекламная кампания должна быть единой и направленной и этот единый план наступления должен быть только в Ваших руках.

Основами медиапланирования мы займемся в разделе «Правила планирования и проведения рекламной кампании».

3. Оценка эффективности проведенной рекламной кампании;

Оценке эффективности обычно не уделяется должного внимания. Тем более в климатическом бизнесе, где очень многое зависит от погоды. Однако это очень важно делать – иначе до 60% рекламного бюджета «вылетит в трубу». В разделе «Оценка эффективности» мы поговорим о том, что реально можно предпринять на Вашей фирме, чтобы посчитать эффективность тех или иных рекламных средств, как оценивается эффективность Интернет-рекламы, проведенных выставок и мероприятий, как оценить эффективность при продвижении торговой марки.

4. Подготовка отчетной документации;

С Вас будут спрашивать отчеты о проделанной работе и Вы должны уметь их готовить. В разделе «Отчетность» мы будем обучаться тому, как сделать отчеты одновременно информативными, понятными и легкими для восприятия Вашего руководителя. Мы узнаем, из каких элементов состоит отчетная документация, какова оптимальная периодичность подготовки отчетной документации («Ваши сотрудники – Вы», «Вы – руководитель фирмы»). Основное правило — форма отчетности должна устраивать обе стороны — и начальство и вас. Отчеты должны быть оформлены по тем критериям и в тех единицах измерения, которые вы ЗАРАНЕЕ утвердили. Изменение форм отчетности по ходу рабочего процесса вносит сумятицу и мешает работе отдела. А также выставляет вас в невыгодном свете в глазах руководства. Директор ведь «всегда прав».

4. Планирование работы отдела и внешних исполнителей;

Вы отвечаете за выполнение разработанных Вами и согласованных с руководством планов в назначенный срок. Вообще, выполнение поставленных задач в срок – должно стать девизом Вашего отдела, одной из главных причин для наказания и поощрения сотрудников именно в силу природного разгильдяйства людей, связанных с рекламой.

Вам следует научиться так распределять загрузку между своими штатными и внештатными сотрудниками, чтобы планы были выполнены в срок без форс-мажоров и работы в выходные, в нормальном режиме.

  • Нужно четко осознавать, что не все сотрудники могут одновременно решать 2 сложные проблемы: например, писать одновременно 2 статьи, каждая из которых требует глубокого изучения и осмысления материла;
  • Необходимо быть в курсе индивидуальных особенностей и личных ситуаций каждого из исполнителей;
  • Необходимо иметь запасного игрока или запасной вариант (например, в журнале «Мир Климата» всегда есть редакционный портфель на случай, если с исполнителем произошло что-то печальное);
  • Ставя задачи, Вы должны четко определять приоритеты: что нужно сделать сначала, а что можно сделать во вторую или в третью очередь;
  • Старайтесь приучать своих сотрудников к порядку и требуйте с них календарные планы выполнения работ. Серьезно наказывайте за нарушение сроков и премируйте за пунктуальность;
  • Помните, что представители творческих профессий склонны очень сильно занижать необходимое для работы время. Кроме того, их депрессии могут длиться неделями – и ваша работа не может от этого зависеть;
  • Всегда готовьте графики подготовки серьезных многоэтапных проектов с распределением обязанностей – для таких проектов, как разработка сайта, подготовка к выставке или многодневному корпоративному мероприятию;
  • Пользуйтесь ежедневниками и напоминалками программы OUTLOOK для контроля всех важных этапов. Если исполнитель не чувствует, что Вы все время держите руку на пульсе, он обязательно начнет нарушать сроки.

5. Подготовка Технических Заданий (ТЗ)

Значительная часть успеха Вашей работы при работе как с штатными сотрудниками, так и с любыми внештатными исполнителями (фрилансерами и агентствами) состоит в умении готовить Технические Задания. Тому есть несколько причин. 3 главные:

  • В ситуации Заказчик – Исполнитель всегда есть 2 стороны, каждая из которых склонна трактовать полученную информацию по-своему (чистая психология, никто не виноват). Хотите, чтобы Вас понимали – пишите ТЗ;
  • Часто Заказчик не дает задание, обеспечивая Исполнителя информацией или инструкцией для его выполнения, а просто сообщает о желании сделать что-либо. Например: «Сделай-ка ты мне сайт, какой мне понравится». По такому «ТЗ» она будет делаться всю жизнь. Хотите, чтобы работа делалась – пишите ТЗ;
  • ТЗ послужит Вам основанием для отклонения плохо выполненной работы в случае несоответствия ее ТЗ. Хотите, чтобы Вы чувствовали себя полностью правым и уверенным в конфликтной ситуации с Заказчиком – пишите (подписывайте, ставьте печать) ТЗ.

Именно поэтому ТЗ – пишут, а не говорят. Написание ТЗ не только помогает Исполнителю, оно прежде всего помогает самому Заказчику понять, что же он, собственно, хочет. Когда нам приходилось выступать в роли Исполнителя, мы не начинали работу без ТЗ. А за его подготовку брали существенные деньги. Короче, если Вы не умеете этого делать – Вы не руководитель. Так понятно?
Подробнее о подготовке ТЗ – при изучении конкретных проектов: «разработка сайта», «подготовка к выставке» и других.

6. Поиск исполнителей и проведение тендеров

Работа руководителя отдела рекламы связана с риском – деньги и часто очень серьезные доверяются людям или компаниям, которых мы раньше не знали. Руководителю отдела рекламы приходится контактировать не с одним десятком исполнителей. Вы должны уметь находить и проверять исполнителей. Конечно, у каждого из Вас уже есть или скоро будет своя большая БД по исполнителям, пополняемая через знакомых, посещение специализированных выставок, поиск по Интернету и т.д.. Вы должны знать, в каких случаях целесообразно организовывать платные тендеры, как организовывать тендеры с максимальной пользой, какие требования нужно предъявлять к участникам, уметь внимательно читать договора, которые Вы подписываете.

Подробнее о том, как участвовать в тендерах – в разделе «Выбор агентства и подрядчиков. Правила проведения тендера»

7. Работа с производителями климатической техники. Работа с дилерами. Работа с франчайзи.

  • Работа с производителями климатической техники
    Вы должны обеспечить поступление от производителей климатической техники в вашу фирму инструкций по эксплуатации и сервисной литературы, сувенирной продукции, а также всей новой информации об оборудовании, проводимых производителем маркетинговых мероприятиях (часто производители рекламируют акцию по ТВ и забывают оповестить своих дистрибьюторов).

КАК обеспечить? Как общаться с производителем (представительством)? Что от него можно потребовать, а что нужно жалобно просить?- есть у тебя какие-то мысли на этот счет? С кем в представительстве или производителе надо решать вопросы?

Достаточно часто производители выделяют своим дистрибьюторам бюджет для совместной рекламы. Обычно это выгодно для дистрибьюторов, хотя здесь есть свои нюансы – фирмы-производители иногда выдвигают такие кабальные условия, что совместная реклама становится даже вредной. Например, когда на выставке стоит 5 одинаковых совместных стендов или в городе стоит несколько одинаковых щитов с реквизитами разных дистрибьюторов. Производитель продвигает себя, а дистрибьютор просто тратит свой личный бюджет на поддержку чужого бренда.

Совместная реклама с дистрибьюторами требует серьезных трудозатрат: нужно вовремя согласовать бюджет, план совместной кампании и креатив, провести ее в сроки, а по итогам подготовить достаточно сложный и специфический отчет. В отчетах всегда присутствуют договор, приложения на каждый вид рекламы, подтверждения проведенной работы – договора с подрядчиками, фотографии, выходы изданий с рекламой, эфирные справки, ваучеры на тур. поездки и другие документы. После сдачи всех документов необходимо проследить получение компенсации.

  • Работа с дилерами и франчайзи

Не менее важной является работа руководителя отдела с дилерами и франчайзи (с последними – работа особенно тесная, что закреплено условиями франшизы). В эту работу входит:

  • проведение с партнерами совместных рекламных и маркетинговых мероприятий (примерно по той же схеме, что и проводят с Вами производители, только в роли контролирующего органа теперь выступаете Вы);
  • снабжение партнеров рекламно-информационной продукцией, нужной как для успешной работы с конечными клиентами (информационные CD, каталоги, сервисная литература, инструкции, гарантийные талоны), так и для продвижения товаров на рынок (макеты, видео и аудио-ролики для совместной рекламной кампании, баннеры для щитов 6х3 с реквизитами дилеров, материалы для оформления демозалов);
  • организация для партнеров обучения (монтажу, сервису, искусству продаж и др.);
  • контроль за соблюдением франчайзи условий соглашения, касающегося рекламной и маркетинговой стороны.

8. Реализация сложных рекламных проектов, например:

  • Проведение мероприятий (выставки, Road-Show, корпоративные выезды и юбилеи);
  • Издание газет, книг, больших каталогов;
  • Создание и продвижение сайта. Интернет-реклама;
  • Продвижение брендов.

Мы не стали указывать здесь производство сувенирной продукции и других обыденных для специалиста по рекламе вещей, так как хотели бы обратить внимание именно на сложных проектах, «многоэтапниках», требующих очень серьезного планирования, распределения усилий и контроля.

Подробнее об этом в разделах: «Организация мероприятий в климатическом бизнесе», «Создание и продвижение сайта. Интернет-реклама», «Ноу-хау климатической рекламы», «Создание и продвижение брендов».

Навыки руководителя отдела рекламы:

Для успешного руководства Вы должны владеть следующими навыками:

  • Планирования и контроля;
  • Лидерства и управления командой;
  • Простоты.

Также очень рекомендуем изучить:

  • Дэвид Огилви, «О рекламе» — «Как управлять рекламным агентством»
  • Дэвид Огилви, «Откровения рекламного агента» — «Как управлять рекламным агентством»
  • Джек Траут, «Сила простоты» — глава «Вопросы менеджмента»
  • Лихачев Дмитрий Сергеевич, «О требованиях к языку научной речи»

Контрольные вопросы:

  1. На какие проекты надо писать Технические задания?
  2. Кто должен определить формы отчетов, которые будет готовить начальник рекламного отдела? Кому он дожен отчитываться о проделанной отделом работе?
  3. Сотрудник рекламного отдела не сделал вовремя визитки к выставке. Ген. Директор в гневе. Ваши действия?
  4. Для чего руководителю рекламного отдела нужны знания о личной жизни своих сотрудников?
  5. Какие виды поощрения сотрудников рекламного отдела вы можете предложить (кроме денежных премий)?
  6. Какие вопросы должен решать начальник рекламного отдела с производителями оборудования? Что предоставлять им и что получать от них?
  7. Разработайте шаблон для подготовки рекламного бюджета Вашей компании.
  8. О каких вопросах, которые должен решать руководитель отдела рекламы, мы не упомянули в данном материале?
  9. Какие вопросы Вы хотели бы более подробно рассмотреть на практических занятиях?
 

© 2008-2024 Идеологические бизнес-проекты

www.adv2adv.ru

Контактный e-mail: .