Для начала, изучите раздел «Структура климатической фирмы» курса «Менеджер – базовый курс» (Менеджер — базовый курс, Структура климатической фирмы) и ответьте на все вопросы данного раздела.
Как можно заметить из предложенной в нем схемы, а также из содержания, отдел рекламы занимает весьма своеобразное место в структуре климатической фирмы. С одной стороны — отнесен руководством фирм в неясный раздел «другие отделы» (наряду с бухгалтерией, ВЭДом, складом, системно-информационным, хозяйственным отделом и другими). С другой – в 90% случаев руководители отдела рекламы подчиняются напрямую генеральному директору и часто это фигуры, оказывающие очень серьезное влияние на жизнь и политику фирмы.
Такая неясность и двойственность вызвана тем, что большинство руководителей климатических фирм до сих пор не прояснили для себя, что для них реклама – неизбежные траты или способ решения амбициозных задач на рынке.
«Ничего сказать не могу, одно вижу – моя фирма страдает» — говорил один из руководителей климатической фирмы, когда ему приносили подписывать счета на рекламу. В этом случае, Вам всю жизнь предстоит отстаивать каждую копейку на визитки или реализовывать детские фантазии Вашего руководителя. Во втором – Вы становитесь соратником Вашего босса и вместе с ним решаете интересные задачи.
Собственно, неопределенность статуса обозначает одно — только от Вас и зависит, кто Вы будете и какое место Вы и Ваш отдел будет занимать на фирме. Вы можете быть как «секретарем-референтом по рекламе», так и весьма влиятельным человеком с большими полномочиями и возможностями.
Ваша задача – понять Ваши перспективы и реализовать себя. Вам нужно доказать руководству, что Вы компетентны, что Вас волнует судьба его бизнеса и действительно стать его союзником в освоении рынка. Это лично в Ваших интересах. Даже если Вы не будете всю жизнь работать на этом месте, за время работы Вы научитесь делать новые проекты и Ваша рыночная стоимость увеличится. Добиться такого положения не просто: Ваш босс собственным потом и возможно с риском для жизни (вспомните, когда и как начинался бизнес в России) создавал собственное дело, и он позволит Вам работать с серьезными бюджетами и самостоятельно вести сложные проекты только после того, как будет на 99% уверен в вашей лояльности и квалификации.
Для того, чтобы достичь хорошего положения, нужно для начала:
После этого — сделайте 3-4 успешных проекта, которые помогут фирме серьезно улучшить материальное положение, и статус Вашего отдела кардинально изменится. Однако для этого Вам нужны хорошие союзники.
Первое, Вам придется принять тот факт, что руководитель фирмы – и есть реальный руководитель отдела маркетинга, так как именно он определяет маркетинговую политику фирмы. Даже если Вы будете делать правильные вещи, которые будут противоречить его взглядам, Вы ничего не добьетесь. Следовательно – надо быть союзником руководства, добиваясь реализации правильных и полезных для компании решений, иногда – обучая руководителя новым знаниям.
Ваши первые союзники – это коммерческие отделы (отдел розничных продаж, дилерский отдел, отдел франчайзинга). Фактически, Вы помогаете им продавать оборудование. Вы помогаете им улучшать и укреплять отношения с дилерами. Вы помогаете им делать торговую марку фирмы более известной (тогда оборудование купят). Вы используете их сотрудников во время проведения рекламно-маркетинговых мероприятий (поездки в регионы, выставки, сбор информации от дилеров). Вы изучаете потребности дилеров и розничных клиентов для того, чтобы формировать маркетингово-рекламную политику. Если Вы делаете то, что им не поможет в работе – вы напрасно потратили деньги.
Ваши вторые союзники – это технические отделы (монтажный, сервисный, проектный). Они помогут Вам больше узнать о продукции компании. С их помощью Вы будете организовывать семинары для дилеров, проверять информацию в Ваших каталогах, делать нестандартные проекты. Например, совместная работа с проектным отделом помогла фирме выиграть серьезный тендер (Для обсуждения проектного решения было организовано Научно-техническое совещание, куда были приглашены независимые эксперты. Заказчик, увидевший, что наша компания хочет не просто получить заказ, но выработать оптимальное решение – отдал предпочтение нам).
Ну и наконец – Ваши союзники это отдел ВЭД, транспортный отдел, бухгалтерия, программисты, завхозы, складское хозяйство. Одни – помогут наладить Вам учет и статистику по рекламе, другие – быстро доставить выставочный экспонат из-за границы и рекламную продукцию дилеру … Со всеми надо поддерживать хорошие, но деловые отношения.
Что касается структуры отдела рекламы – мы не будем давать конкретных рецептов. Сколько человек брать в отдел, а сколько держать в качестве внештатных сотрудников – решать Вам. Были случаи, когда 1 человек, управляющий внештатными сотрудниками, справлялся лучше (и экономнее), чем отряд из 5 штатных специалистов во главе с руководителем отдела.
У штатных и внештатных сотрудников есть свои плюсы и минусы:
Штатный сотрудник:
+ всегда под рукой (не будет занят другим проектом, не надо его искать, так как сидит на соседнем стуле);
+ после пары месяцев работы он в теме (знает других сотрудников фирмы и может к ним обратиться с уточнениями, знает специфику бизнеса);
+ можно параллельно загрузить разными работами (сделать описание оборудования для сайта, перевести инструкцию, собрать и согласовать текст для визиток);
- ты не можешь выбрать другого исполнителя, кардинально поменять стиль — изволь работать с тем, кто есть;
- человек, избалованный постоянной зарплатой, ленится и начинает хуже работать.
Фрилансер:
+ как правило обходится фирме дешевле, чем штатник с тем же количеством
работ;
+ можно нанять несколько фрилансеров, где каждый будет профи в своей области
(отдельно переводчик, отдельно дизайнер, отдельно верстальщик);
+ если что не устраивает — без проблем прекратить с ним работать (никаких увольнений по Трудовому Кодексу, просто прекратил давать заказы);
- может запить, исчезнуть, переключиться на более выгодный контракт – причем часто без объяснения причин;
- это люди, обычно проводящие 99% дома, что не может не сказываться на их психологии;
Для того, чтобы понять, какой штат Вашего отдела должен быть, нужно прежде всего иметь более или менее четкий план работ и бюджет на 1 год.
Ну, например, у Вас есть такие статьи расходов:
Юбилей компании | 11 000 | 5 000 | 6 000 |
Аренда площадки | 5 000 | 5 000 | 0 |
Сувенирная продукция | 3 000 | 0 | 3 000 |
Программа мероприятия | 3 000 | 0 | 3 000 |
интернет | 38 200 | 9 400 | 28 800 |
верстка новых материалов для сайта | 7 200 | 7 200 | 0 |
оптимизация сайта | 9 000 | 0 | 9 000 |
поддержка и доработка программного обеспечения для интернет-ресурсов | 1 800 | 1 800 | 0 |
подготовка новых материалов | 4 800 | 0 | 4 800 |
размещение рекламы в поисковых системах и покупка баннерных показов | 15 000 | 0 | 15 000 |
изготовление баннеров | 400 | 400 | 0 |
Вы четко понимаете, что Вам нужны будут:
Основания:
Однако, ситуация может измениться, если загрузка будет другая. Например, если автор текстов будет Вами максимально использован при подготовке буклетов, каталогов, написании статей в журнал и т.д.
Руководство отдела: руководитель отдела и его заместитель (космонавт-дублер).
Исполнители штатные (обычно в крупных фирмах)
Исполнители внештатные:
Несколько примечаний: