Проекты для владельцев бизнеса

Учебные курсы


Техническое задание для Вашего сайта

Ни один серьезный заказчик системы вентиляции и кондиционирования воздуха не начнет работу с подрядчиком без технического задания и комплекта проектной документации. В противном случае на объекте будет царить хаос, а сроки гарантированно будут сорваны. И как итог — объект будет «завален», а отношения между заказчиком и исполнителем навсегда испорчены.

Создание Интернет-ресурса напоминает работу с большим и сложным объектом. Здесь требуется четкое понимание целей и задач этой работы, приоритетов и основных направлений деятельности. Следует однозначно сформулировать требования к основным и второстепенным элементам сайта, проработать его структуру, подготовить жесткий график по всему комплексу работ с указанием сроков и исполнителей.

Поэтому техническое задание (ТЗ) — это обязательная и важная часть работы по созданию Интернет-ресурса.

Что такое техническое задание для Интернет-ресурса?

Словарь IT-терминов дает такое определение технического задания: «Техническое задание (ТЗ) — это описание требований к системе и самой системы, документ, в соответствии с которым Заказчик оценивает готовую систему. Согласно ГОСТ 34.602-89, ТЗ является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации) информационной системы, в соответствии с которым проводится ее разработка и приемка при вводе в действие».

Идеальное ТЗ — комплект документов, с которым заказчик может обратиться к любому исполнителю для выполнения работ по созданию Интернет-ресурса — также как и заказчик, имея на руках проект, может обратиться за его реализацией в любую климатическую фирму. От того, насколько правильно будет составлено ТЗ, насколько заказчик и исполнитель будут следовать ТЗ при работе над сайтом, напрямую зависит коммерческая эффективность Интернет-проекта. ТЗ также избавит заказчика от необходимости работать с конкретными исполнителями, от их потенциального давления, предоставит возможность влиять на процесс создания сайта и даже разобраться в этом процессе.

В ТЗ на сайт должны присутствовать маркетинговое, функциональное описание сайта и график работ.

Маркетинговое описание подразумевает описание целей и задач Интернет-ресурса; в чем состоит уникальное информационное предложение сайта в отличие от других Интернет-ресурсов; механизм привлечения и удержания посетителей, механизм превращения посетителей в покупателей; список поисковых запросов, по которым сайт будет продвигаться в поисковых системах; анализ сайтов-конкурентов.

В функциональном описании содержится структура сайта (дерево сайта); описание типовых информационных блоков (авторизация, навигация, формы заказов, поиск, характеристики предлагаемого оборудования) и описание логики работы этих элементов; детальное описание страниц и блоков, размещенных на этих страницах; требования к Интернет-ресурсу и его основным элементам («движок», контент, дизайн, навигация); информация об управлении, дальнейшем обновлении сайта, рекомендации по его развитию.

График работ по сайту должен содержать подробную поэтапную калькуляцию на разработку сайта; собственно график работ по сайту, включая график оплат; контрольные точки, в которых можно оценить выполнение этапов работ и заранее предотвратить возможное отставание от графика.

Кто делает сайт?

В работе по созданию сайта участвует целая команда исполнителей. И даже если она представлена всего двумя-тремя специалистами, каждый из них будет так или иначе выполнять целый ряд из следующих функций.

Руководитель — он ставит четкую маркетинговую задачу перед разработчиками сайта. Он же распределяет обязанности, контролирует ход работ над сайтом и расчеты с подрядчиками.

Автор текстов (копирайтер) — он умеет писать тексты, адаптированные для web, а также разбирается или может разобраться в предмете (желательно, чтобы это не был профессиональный журналист);

Верстальщик — верстает документы согласно утвержденной структуре сайта, работает по согласованным шаблонам, знаком с азами оптимизации Интернет-ресурсов в поисковых системах;

Программист — пишет или адаптирует уже приобретенную CMS (систему управления контентом или «движок») под конкретные требования сайта;

Дизайнер — создает общий стиль для сайта, готовит шаблоны главных и внутренних страниц, иконки, баннеры и прочая;

Оптимизатор — специалист по продвижению Интернет-ресурса в поисковых системах. Он нужен в момент проектирования сайта — чтобы потом не пришлось переделывать и адаптировать сайт под требования поисковых систем, а также для проведения разовых (или постоянных — при высокой конкуренции) работ по продвижению сайта в сети Интернет. Он же формулирует специфические «оптимизаторские» требования к некоторым элементам сайта.

Кто готовит ТЗ?

ТЗ, как правило, готовят руководитель проекта и представитель заказчика, которые, прежде всего, должны определить задачи, которые призван решать планируемый Интернет-ресурс. Разработчики ТЗ должны безусловно разбираться в специфике Интернета: как работают поисковые системы, что действительно может привлечь и удержать пользователя, а что является второстепенным или чисто «декоративным» элементом; чем Интернет отличается от других видов рекламы. И, конечно, уметь планировать работу исполнителей, правильно распределять ресурсы, осуществлять координацию их действий и контроль сроков.

Рекомендации для подготовки ТЗ

Цели, задачи, механизм удержания посетителей. При подготовке ТЗ не забудьте сформулировать цели и задачи создания сайта, описать аудиторию, которую Вы хотите видеть на сайте и понять как сайт должен на нее воздействовать. Особенное внимание уделите механизму превращения посетителей сайта в покупателей. Здесь чаще всего маркетологи и рекламщики фирмы выдают желаемое за действительное, когда полезную информацию заменяют корпоративные лозунги и неинтересная для пользователя информация.

Уникальность сайта и анализ конкурентов. Постарайтесь придумать такую «фишку» для сайта, которая превратит его в единственный и уникальный ресурс в Рунете, пусть и по узкой тематике. Исходить следует из анализа сайтов конкурентов и важных для Вас поисковых запросов, а главное — из здравого смысла. При этом, не забывайте, что Вашим конкурентом в Интернете являются не фирмы, которые продают чуть больше или чуть меньше Вас, а сайты, на которых есть интересная информация и которые находятся в поисковых машинах по списку «Ваших» запросов.

Поисковые запросы, по которым будет проводиться анализ конкурентов и продвигаться Ваш Интернет-ресурс в поисковых системах, желательно разделить на основные и второстепенные. Также необходимо реально оценивать свои финансовые возможности. Например, вне зависимости от вложений, сайту-новичку практически невозможно продвинуться вверх в результатах поиска поисковых систем по запросу «кондиционер», да и не всегда это нужно.

Интересные идеи для сайта. Проводя анализ сайтов-конкурентов, обратите особое внимание на представленную там интересную информацию и идеи. Ни одна программа не сделает этого за Вас. В океане информационного хлама пользователь ценит жемчужины полезной информации. Именно за ними, а не за спамом, охотится большинство пользователей сети.

Контент, его качество и количество. Контента (информационно значимого содержания сайта) должно быть много. Контент должен быть интересным прежде всего для посетителей, а не для владельцев ресурса. И не забывайте, что сайт умрет без обновления. Большой сайт — умрет медленно, маленький — стремительно. Поэтому опишите в ТЗ, кто и как будет обновлять Ваш сайт. Какие работы будут проводиться сотрудниками фирмы, а какие — исполнителями, кто и как будет поддерживать Ваш сайт после его «сдачи в эксплуатацию».

«Движок» для Вашего сайта. Если создаваемый сайт планируется сделать большим и информативным — объемом в сотни и тысячи страниц, тем более, если Вы хотите разместить на нём «Форум», включите в ТЗ работы по созданию на сайте системы управления контентом („движка», «CMS“). «Движок» не только позволит реализовать на Вашем сайте новые функции и опции, но и сэкономит Вам деньги на дальнейшее обновлении сайта и позволит более успешно продвигать сайт в поисковых системах. Не забудьте предъявить к «движку» требования поисковой оптимизации, поскольку при теперешнем уровне конкуренции необходимо оптимизировать сайт на постоянной основе.

Навигация. Мы рекомендуем подробно описать в ТЗ требования по навигации сайта. Только около 10-15% посетителей хороших сайтов заходят на главную страницу. Остальные, как правило, начинают путешествие с одной из внутренних страниц. Куда они пойдут дальше? Это зависит от удобной и понятной навигации на страницах сайта.

Дизайн сайта не должен быть самоцелью. На сайт приходят, прежде всего, за информацией (если это, конечно, не порно-сайт или не сайт фотомодели). Дизайн ресурса обязан быть максимально функциональным и помогать в реализации уникального информационного предложения сайта. Если у Вас есть требования по соответствию сайта фирменному стилю — не забудьте их сформулировать.

Надежная площадка для сайта. Обратите внимание на такой вроде бы простой вопрос, как хостинг (площадка для размещения сайта). Многие, удовлетворяя амбиции местного программиста, держат свои Интернет-ресурсы на собственном сервере. Во многих случаях это не только материально невыгодно, но и приводит к большим проблемам с функционированием сайта и его продвижением.

Калькуляция работ по созданию сайта должна быть настолько подробной, насколько это необходимо для замены одного конкретного исполнителя работ другим.

Не забывайте о важности ТЗ. Техническое задание — серьезная работа, которая стоит потраченных на нее времени и денег. Исправить ошибки, заложенные на стадии написания ТЗ, бывает очень трудно и иногда очень дорого. Отнеситесь к ТЗ серьезно.

Мы решили предложить несколько подразделов, которые, в целях экономии, Вы можете использовать практически без переделки при подготовке Вашего ТЗ. Это — стандартные минимальные требования к контенту, дизайну и навигации для Интернет-ресурса.

Требования к Интернет-ресурсу

Требования к тексту и иллюстрациям:

  1. Заголовки web-страниц должны быть максимально информативны;
  2. Текст любой web-страницы разбивается на логические блоки (абзацы);
  3. Заголовки блоков (абзацев) web-страницы призваны служить своеобразным гидом по странице;
  4. Абзацы нужно делать короткими, 3 — 4 предложения. В начале абзаца рекомендуется изложить его основную идею, в конце — его итог (вывод). Основные мысли в абзаце лучше выделить;
  5. Перечисления следует представлять в виде списка;
  6. Предложения должны быть короткими, следует избегать длинных конструкций, деепричастных оборотов, сложных предложений;
  7. Нужно избегать длинных или непонятных слов;
  8. Ссылки в тексте должны ясно указывать, что кроется за ссылкой и не вводить пользователя в заблуждение.
  9. Любой блок текста — это афоризм, который в максимально сжатой форме передает основную мысль;
  10. Один блок текста — одна мысль, изложенная простым и доступным языком;
  11. В тексте должна отсутствовать «вода», прямая похвальба и гиперболы;
  12. Тексты, содержащие полезную и интересную для пользователей информацию (например, описание конкретных преимуществ, а не общие слова), должны доминировать;
  13. Иллюстрации должны дополнять текст;
  14. Иллюстрации необходимо подписывать, причем даже при создании «фотоальбомов» — пользователь, как и поисковая система, любит фотографии с интересными и правильными подписями.

Требования к дизайну сайта:

  1. Дизайн должен помогать в реализации уникального информационного предложения сайта;
  2. Дизайн (особенно дизайн главной страницы) не должен быть перегружен графическими элементами, снижающими скорость загрузки сайта;
  3. В дизайне не рекомендуется использовать элементы меню на Flash или JavaScript, так как они мешают продвижению сайта в поисковых системах;
  4. Особенное внимание следует уделять максимально хорошему восприятию текста с экрана (восприятию блоков информации);
  5. Дизайн не может удовлетворять вкусу всех пользователей сразу и быть красивым для всех. Однако важно, чтобы любой пользователь понимал, что дизайн на сайте присутствует;
  6. Дизайн сайта должен соответствовать корпоративным требованиям заказчика (если такие имеются), для чего заказчик предоставляет исполнителям соответствующие документы с описанием фирменного стиля, логотипа, фирменных цветов и прочая;
  7. При разработке дизайна исполнитель предоставляет заказчику на утверждение шаблоны разных страниц, как минимум: дизайна главной страницы сайта, дизайна внутренней страницы сайта и дизайна типовых разделов.

Требования к навигации:

  1. На главной странице должны быть пункты меню, соответствующие ключевым разделам сайта (главное меню сайта);
  2. Главное меню сайта и ссылки на ключевые страницы (главную страницу, страницу контактов, страницу заказа и тому подобное) должны быть доступны пользователю на всех внутренних страницах сайта;
  3. Доступ к любым разделам сайта должен осуществляться при помощи не более чем 2-3 кликов;
  4. Доступ к наиболее интересным для пользователей страницам обеспечивается одним кликом с главной страницы. Список таких страниц и разделов может корректироваться в процессе эксплуатации сайта после изучения интересов и поведения посетителей на сайте;
  5. На любой странице сайта должно отображаться текущее «местоположение» пользователя. То есть, пользователь должен понимать, в каком разделе и подразделе сайта он находится). Пример такого «ленточного меню» — Кондиционеры — > Кондиционеры LG — > Кондиционер LG A09/12AW1.
  6. Сайт должен иметь «карту сайта», на которой располагаются ссылки на все существующие страницы сайта. Она, в частности, нужна для лучшего продвижения сайта в поисковых системах.
  7. На каждой странице сайта должны быть ссылки на сходные по тематике страницы, интересные для посетителя данной станицы. Списки этих страниц периодически корректируются — опять же после изучения поведения посетителя на сайте.

Рекомендуем почитать

Рекомендуем ознакомиться с указанными ниже книгами и рекомендациями, которые помогут Вам как в формулировании общих целей и задач для сайта, так и в написании различных разделов ТЗ:

  • «Позиционирование: битва за умы» — Джек Траут , Эл Райс — Изд. Питер 2006
  • «План поискового аудита сайта» -Сергей Кошкин — http://www.site-audit.ru/2/23/
  • «Правила Ашманова» — Игорь Ашманов — http://www.ashmanov.com/pap/ashrul.phtml
  • «Оптимизация — как это делается» — Андрей Иванов — http://www.ashmanov.com/pap/seo_tips/
  • «Текст для WEB» -Джонатан Прайс и Лиза Прайс — Изд. Вильямс 2003
  • «Веб-дизайн: книга Стива Круга» — Стив Круг — Изд. Символ-Плюс 2001
  • «Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена» — Якоб Нильсен — Изд. Символ-Плюс 2003
  • «Создание и редизайн сайтов» — сборник докладов семинара компании «Ашманов и Партнеры» 2004

Сергей Кошкин, генеральный директор компании СмартСео, Артем Кушнерев

 

© 2008-2019 Идеологические бизнес-проекты

www.adv2adv.ru

Контактный e-mail: .